• жж
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
Please reload

Поиск по тэгам
Следите за "Прямым эфиром"
Автор блога
Рекомендовано для чтения

Общественный экологический контроль в России

Как известно 2017 год в России объявлен годом экологии. Предыдущий такой год прошел в 2013 году, который еще не успел стать для нас далеким прошлым, а посему в памяти еще свежи его события, которые, по правде говоря, своими экологическими успехами в сознании граждан страны практически никак не зафиксировались.

 

 

На таком фоне, логично задаться вопросом: А что же могут сделать общественные организации, чтобы новый экологический год не повторил судьбу своего предшественника и действительно оставил положительный след в природе? Одним из таких вкладов могла бы стать деятельность НКО по осуществлению общественного экологического контроля.

 

 

 

 

Итак, начнем с законодательства. Главный специализированный природоохранный закон страны начинается следующим текстом: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации». То есть, каждый из нас по отдельности, не просто может, а даже обязан охранять природу.

 

 

Для того что бы понять как эти обязанности могут быть реализованы в случае когда группа граждан объединилась в общественную организацию, опять же обратимся к российскому законодательству. Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют уже упомянутая Конституция РФ, Водный, Лесной, и Земельный кодексы, а так же Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе».

 

 

В сфере реализации функций общественного контроля по вопросам охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации установлены следующие его виды:

 

- общественный экологический контроль (ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");

- общественный контроль в области обращения с отходами (ст. 27 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");

- общественный контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 26 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

 

 

Давайте попробуем разобраться в этих дебрях законодательства и выяснить для себя, чем же может заниматься общественная организация в области экологического контроля. Хотя все вышеперечисленные законы и Кодексы содержат понятия «общественный экологический контроль», суть его раскрывает только статья 68 закона «Об охране окружающей среды». Прочитав и проанализировав данную статью в совокупности со скудными сведениями из прочих нормативно-правовых природоохранных актов, можно сделать следующие выводы:

 

  1. Осуществлять экологический контроль в классическом для многих его понимании, то есть в виде проверок юридических и физических лиц – НКО не может. Но может делегировать своих членов в общественные инспектора при государственных природоохранных органах, где их функция, в общем, сводится к фиксированию фактов очевидных правонарушений, направлению данной информации в надзорный орган и осуществлению запросов информации, необходимой для осуществления общественного экологического контроля. Как видим – с полномочиями не густо. По сути это может делать и НКО или любой гражданин, не имея в кармане удостоверения общественного инспектора.

  2. Общественный экологический контроль от лица НКО может осуществляться в следующих формах:

  1. Обращения в правоохранительные органы и органы прокуратуры с заявлениями о проверке законности действий, решений органов государственной власти и органов местного самоуправлении, юридических и физических лиц, с привлечением виновных лиц к ответственности;

  2. Проведения общественной экологической экспертизы в соответствии с законом «Об экологической экспертизе и уставом общественной организации;

  3. Обращения в суд с исками о признании незаконными действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц;

  4. Обращения в уполномоченные органы государственного экологического контроля с заявлениями о проведении внеплановых проверок хозяйствующих субъектов;

  5. Проведения экологических референдумов, шествий, митингов, пикетов.

 

 

Как к одному из способов ведения общественного экологического контроля так же можно отнести осуществление через общественные советы контроля за деятельностью самих государственных природоохранных структур. Деятельность в данном направлении регулируется федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ».

 

 

Здесь стоит отметить, что наиболее эффективным способом общественного экологического контроля является проведение общественной экологической экспертизы. И связано это в первую очередь с тем, что проведение данной процедуры довольно подробно и четко описано законодательством, а значит, при ее грамотном исполнении отстоять полученный результат будет гораздо проще, да и у общественной организации меньше шансов быть обвиненной в превышении полномочий, либо в создании препятствий законной деятельности контролируемого лица.

 

 

При этом стоит отметить и существующие трудности в данном вопросе. А именно:

- отсутствие достаточного количества квалифицированных общественных активистов для осуществления экологического контроля;

- отсутствие четкого регламента осуществления общественного экологического контроля, прав, обязанностей и ответственности общественных инспекторов, а так же государственных гарантий на компенсацию возможных неблагоприятных последствий от такой деятельности;

- отсутствие необходимых финансовых ресурсов у общественных организаций для ведения контрольной деятельности, а так же сокращение грантовой поддержки по данному направлению.

 

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

© 2016 Зотьев Алексей Евгеньевич