© 2016 Зотьев Алексей Евгеньевич

  • жж
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
Please reload

Поиск по тэгам
Следите за "Прямым эфиром"
Автор блога
Рекомендовано для чтения

Пропаганда ЗОЖ в деятельности социально ориентированных  НКО

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) – один из самых актуальных и востребованных видов деятельности СО НКО. И это неудивительно, ведь от состояния здоровья отдельных граждан зависит не только их собственное экономическое и моральное благополучие, но и уровень научного, культурного, экономического развития и обороноспособности всего государства в целом.

 

В то же время нет, пожалуй, ни одного столь ограниченно подаваемого и загоняемого в рамки стереотипов понятия в сфере деятельности СО НКО, как понятие ЗОЖ. Наблюдается тенденция рассматривать его в рамках, ограниченных чисто физиологическими факторами: отказ от вредных привычек, здоровое питание, мониторинг за состоянием здоровья, соблюдение норм личной гигиены, занятия физкультурой и спортом. Представляется, что стоит расширить это понятие, к чему мы вернёмся в других статьях, сейчас же хотелось бы более подробно остановиться на таком понятии, как «пропаганда» и рассмотреть его относительно деятельности СО НКО сфере ЗОЖ.

 

 Источник - сайт Администрации Балаковского муниципального района

 

На протяжении всей истории человечество постоянно сталкивалось и продолжает сталкиваться с пропагандой. Сам термин  для широких слоёв населения наполнен определённым содержанием и зачастую воспринимается как распространение различными способами информации, идей, мировоззренческих взглядов, аргументов и фактов, как достоверных, так и намеренно искажённых или фальсифицированных, для формирования определённых убеждений и общественного мнения в той или иной сфере жизнедеятельности или в иных, поставленных перед собой источником пропаганды  целях.  Сразу хочется отметить, что пропаганда в сфере ЗОЖ не нуждается в искажении каких-либо фактов и должна основывать убеждения только на правде и данных, получаемых из достоверных источников: научных, статистических и т.п.

 

Поэтому мы  будем рассматривать пропаганду в сфере ЗОЖ достаточно узко, как распространение в обществе информации, идей, воззрений, знаний, ценностей традиционной культуры  путем постоянного глубокого и детального их разъяснения в целях формирования стойкой потребности и ведении здорового образа жизни, приверженности и следования ему.

 

 Деятельность по пропаганде ЗОЖ тесно сопряжена с просветительской деятельностью, направленной на распространение научных знаний, и зачастую переплетается с ней, становясь по сути пропагандистско-просветительской.

 

Как и любая пропаганда, пропаганда ЗОЖ является формой информационно-психологического воздействия и имеет соответствующие виды, формы средства и технологии, наполненные специфическим  содержанием.

 

Виды и средства осуществления пропаганды ЗОЖ:

- устная пропаганда, наиболее доступная и  распространённая. К средствам устной пропаганды можно отнести проведение различных мероприятий,  бесед, дискуссий, круглых столов, семинаров, докладов, выступлений, лекций, встреч и т.п., а так же книги, песни и любые виды устного творчества.  Средством устной пропаганды может быть  молва и разговоры;

- наглядная пропаганда. Средства и формы наглядной пропаганды (агитации): плакаты, флаеры, лозунги, слоганы, , тематические выставки и т.п.. Практическую ценность наглядной пропаганды трудно переоценить, ведь при помощи зрения люди получают более восьмидесяти процентов информации;

- пропаганда СМИ (массовая пропаганда): телевидение, кино, культурно-массовые мероприятия, театр, Интернет-ресурсы и т.д.

 

 Источник - Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству

 

Как правило, СО НКО сочетают в своей работе применение  различных видов и средств  пропаганды. Т.е. используют комбинированные формы воздействия на аудиторию.

Механизм воздействия пропаганды состоит из нескольких этапов: привлечение внимания к информации, пробуждение интереса и совершение поступков.

 

Основной целью пропаганды ЗОЖ является формирование и закрепление полезных привычек, убеждений, ценностей, изменение неправильных представлений, препятствующих ведению ЗОЖ, отказ от уже приобретённых вредных привычек.

 

Эффективность пропаганды ЗОЖ зависит от многих аспектов, которые нужно учитывать и тщательно прорабатывать при подготовке и проведении  мероприятий по пропаганде ЗОЖ,  и самое главное – осознавать цель, которая должна быть при этом достигнута.

 

Успех привлечения интереса  к информации  зависит от компетентности источника такой информации, степени доверия, симпатии и уважения к нему.  Известно, что дети и подростки охотнее воспринимают информацию, как негативного, так и позитивного характера, от своих сверстников. Возможно, проводя мероприятия по пропаганде ЗОЖ нужно учитывать, что определённая часть аудитории в свою очередь станет транслировать ценности ЗОЖ в своей среде общения и обращать больше внимания на дальнейшую работу с ней, как с потенциальными пропагандистами ЗОЖ.

 

Информационный материал, сообщаемый пропагандой ЗОЖ,  требует анализа с точки зрения соответствия содержания возрастному и интеллектуальному уровню целевой  аудитории.

 

Выбирая средства пропаганды ЗОЖ необходимо проанализировать, по какому каналу информация может быть доставлена быстрее и эффективнее: через устное общение, наглядную агитацию или через средства СМИ, в которых особую роль необходимо отвести Интернет-ресурсам: блогам, социальным сетям и т.п.

 

Необходимо анализировать качественное содержание пропагандистского материала с точки зрения его полезности и достоверности.

 

Таким образом, результативное воздействие пропаганды ЗОЖ зависит от правильного выбора источника, интересного и ёмкого содержания и информации, передаваемой этим содержанием, знания целевой аудитории, её потребностей и подготовленности к восприятию этой информации. 

 

Информацию, используемую при проведении мероприятий по проведению ЗОЖ можно разделить на две группы: доносимую в позитивном или негативном ключе.  Если первая вызывает положительные эмоции, то вторая, как  правило, информирующая о негативных последствиях вредных привычек для организма, обычно вызывает либо отрицательные эмоции, либо равнодушие. Если негативная реакция даёт предпосылки отказаться от уже существующих вредных привычек или послужить их профилактике в будущем, то равнодушная реакция свидетельствует об ошибочном подходе к выбору информации, источника или целевой аудитории.

 

Особое значение имеет анализ эффективности пропаганды ЗОЖ,  проводимой как в форме отдельных мероприятий (лекции, семинары, круглые столы), так и в форме длящегося воздействия (наглядная пропаганда), который должен способствовать более эффективной организации работы, позволять избегать ошибок и делиться опытом с другими СО НКО, работающими в этом направлении. Не стоит забывать, что проведение  мероприятий по пропаганде ЗОЖ, как и сама пропаганда ЗОЖ – не цель, а средство для достижения цели. С этой точки зрения можно считать, что отсутствие анализа эффективности пропаганды ЗОЖ можно рассматривать как полное или частичное нивелирование  эффекта от такой деятельности.

 

 Источник - Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области

 

Таким образом, организация работы по пропаганде  ЗОЖ социально ориентированными НКО требует к себе самого глубокого и ответственного подхода. Недопустимо сводить её  к  проведению мероприятий ради мероприятий. Необходимо проводить постоянный мониторинг эффективности, искать новые методы  и средства, не удовлетворяясь шаблонными, раз и навсегда разработанными формами. Не следует забывать, что общество постоянно развивается и находится под воздействием различного рода негативной информации, технологии подачи которой совершенствуются и развиваются параллельно с развитием самого общества. Так же должны развиваться и технологии пропаганды ЗОЖ, отсутствие такого развития означало бы обратный процесс – деградацию.

 

Для достижения наибольшего эффекта пропаганды ЗОЖ требуется  тесное консультационное взаимодействие с психологами, педагогами, социологами, медицинскими работниками, взаимодействие и сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти, СМИ,  представителями культуры, просветителями и т.д.  Особую роль должно играть взаимодействие между СО НКО, имеющими опыт эффективной работы по пропаганде ЗОЖ.

 

В заключение хочется напомнить о  простой, но очень эффективном  форме наглядной пропаганды: собственном примере. Пропагандистское изречение Б. Франклина «Колокол созывает в церковь, но сам никогда не слушает проповеди» не годится для российских общественников, ведущих пропаганду ЗОЖ. Каждый из нас должен  подавать пример не только здорового образа жизни, но и любви к Родине, патриотизма и радения за светлое, великое будущее России.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload